Размер шрифта:AAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель

Телефон: (82136) 9-21-65
Факс (82136) 9-22-46

Пенсионный фонд информирует

« Назад

06.02.2015 03:35

5 февраля 2015 года в отделении Пенсионного фонда РФ по Республике Коми состоялась   пресс-конференция управляющего ОПФР по Республике Коми О.М.Колесник с участием средств массовой информации на тему «Пенсионная система в 2015 году».

На пресс-конференции были освещены положения нового законодательства и даны разъяснения на вопросы журналистов.

1. СТРАХОВАЯ И НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИИ

С 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Трудовая пенсия трансформировалась в два вида пенсий: страховую и накопительную. По новой пенсионной формуле рассчитывается страховая пенсия.

Законом установлено три вида страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца. Право на назначение страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца осталось прежним, а вот право на страховую пенсию по старости претерпело изменения.

2. НОВЫЕ ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ

Для расчета страховой пенсии по старости по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 баллов.

Максимальное количество баллов, которое можно получить за год, -  10 баллов. Они начисляются гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений. Если гражданин продолжает формировать пенсионные накопления, то максимальный годовой коэффициент будет 6,25.

По расчетам максимальные баллы можно получить при заработной плате 59250 рублей. (При расчете учитывался максимальный взносооблагаемый размер зарплаты, который ежегодно устанавливается Правительством РФ, и в 2015 году составляет 711 000 рублей).

Таким образом, количество баллов будет прежде всего зависеть от официальной зарплаты и выработанного стажа.

В новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет.

Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году.

Те граждане, которые не выработают 15 лет стажа, либо «недоберут» 30 баллов, смогут воспользоваться лишь правом выхода на социальную пенсию.

У северян условия досрочного выхода на пенсию не меняются: прежними остаются и стаж, и возраст выхода на пенсию. К страховой пенсии также назначается фиксированная выплата – аналог фиксированного базового размера. И фиксированная выплата как и прежде увеличивается на соответствующий районный коэффициент, который устанавливается в зависимости от района проживания на период проживания северян в этих районах.

Также сохранился повышенный размер фиксированной выплаты за работу на Севере. (Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а также гражданам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин).

Новые правила начисления пенсии не касаются нынешних пенсионеров. По новой пенсионной формуле в полном объеме пенсию сформируют те граждане, которые начали работать с 1 января 15-го года.

3. РАСЧЕТ РАМЗЕРА ПЕНСИИ

Общий размер получаемой нынешними пенсионерами пенсии состоит из фиксированной выплаты (ФВ) и страховой пенсии (СП). ФВ – это установленная законом в твердом размере сумма, которая гарантированно выплачивается к СП. СП зависит от количества баллов и его стоимости. Иными словами, сумма, полученная после сложения пенсионных баллов, умноженных на стоимость балла, и фиксированной выплаты, определяет размер пенсии.

У граждан, которым трудовая пенсия уже назначена до 1 января 2015 года, то есть нынешним пенсионерам, пенсии были преобразованы в пенсионные баллы. Перерасчет прошел в беззаявительном автоматическом порядке. Каким образом он происходил? Из общего размера пенсии вычитался фиксированный базовый размер, а оставшаяся часть – собственно это и есть страховая пенсия – делилась на стоимость пенсионного балла. По состоянию на 31 декабря 2014 года стоимость балла была 64 рубля 10 копеек.

Пример перерасчета. Допустим, на 31 декабря 2014 года размер пенсии составляет 15000 рублей, в том числе фиксированный базовый размер - 4692,42 рублей.  От  15000 отнимаем  4692,42  и получаем «чистую» страховую часть - 10307,58 рублей. Далее 10307,58 делим на 64,10 и получаем сумму баллов  — 160 баллов.

С 1 января произошло незначительное увеличение пенсий. И пенсионерам не совсем понятно, от чего оно зависело. Дело в том, что по новому закону «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года увеличен размер фиксированной выплаты, которую пенсионеры-северяне получают с учетом либо районного коэффициента, либо за работу на Севере. Размер увеличения составил в пределах 30 рублей.

Также у пенсионеров возникают вопросы по поводу раздельного перечисления сумм пенсий. Действительно, перечисление сумм пенсий производится отдельными суммами. Одна часть является фиксированной выплатой, вторая – страховой пенсией.  Напомню, что ранее фиксированный базовый размер (аналог нынешней фиксированной выплаты) входил в состав трудовой пенсии, а с 2015 года по новым правилам фиксированная выплата выплачивается отдельно к страховой пенсии.

Если у граждан возникают вопросы, то в этом случае за уточнением им следует обратиться в управление.

4. ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

С 1 февраля 2015 года и фиксированная выплата, и страховая пенсия проиндексированы, исходя из роста потребительских цен за 2014 год на 11,4%. При этом страховая пенсия увеличена с учетом индексации стоимости пенсионного балла (64,10 – стоимость балла х 11,4% = 71,41 руб.). 

В результате индексации:

средний размер страховой пенсии по старости в Республике Коми составил 16400 рублей,

страховой пенсии по инвалидности – 10220 рублей,

страховой пенсии по случаю потери кормильца – 9560 рублей.

Страховая пенсия по старости в среднем увеличилась на 1670 рублей, по инвалидности – на 1045 рублей, по случаю потери кормильца – на 975 рублей. Повышение коснулось более 278 тысяч пенсионеров.

Что касается дальнейшего повышения пенсий в течение 2015 года, то с 1 апреля пройдет индексация социальных пенсий с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. В Коми получателей социальных пенсий – 21200 человек. Также с 1 апреля 2015 года предположительно на 5,5% увеличатся размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам. В республике проживает порядка 86 тысяч федеральных льготников.

При этом в течение года минимальный уровень пенсионного обеспечения пенсионеров в Коми будет по-прежнему не ниже регионального прожиточного минимума пенсионера. Напомним, если размер пенсии у неработающего пенсионера  вкупе с другими выплатами ниже прожиточного минимума, то ему устанавливается социальная доплата. В республике с 2010 года осуществляется региональная социальная доплата к пенсии. Величина специального прожиточного минимума пенсионера в 2015 году составляет  9078 руб., что на 1917 руб. выше федерального минимума (7161 руб.). По состоянию на 1 января 2015 года доплата к пенсии установлена 16-ти тысячам пенсионерам, что составляет 5% от количества пенсионеров, проживающих в республике.

Как и прежде, 1 августа будет проводиться ежегодный беззаявительный перерасчет пенсии. В 2015 году будет осуществлено уточнение по данным индивидуального персонифицированного учета за 2014 год по ранее действовавшему законодательству.

С 2016 года перерасчет пенсий работающим пенсионерам будет осуществляться в баллах. Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии составит 3 балла. То есть, при перерасчете будут учитываться страховые взносы, уплаченные с заработной платы, размер которой составляет порядка 18 тысяч рублей.

5. ВЫБОР ВАРИАНТА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Граждане 1967 года рождения и моложе в 2015 году имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав: либо формировать страховую и накопительную пенсии, либо выбрать формирование только страховой пенсии.

Каким образом будет происходить распределение тарифа страховых взносов, который работодатель отчисляет за своих работников? Работодатель перечисляет в ПФР страховые взносы по общему тарифу 22% от начислений. Эти средства распределяются следующим образом: 6% поступают на так называемую солидарную часть (эти средства не отображаются на индивидуальном лицевом счёте гражданина), 16% – на индивидуальный лицевой счет гражданина. Для лиц 1967 года и моложе эти 16% распределены следующим образом: 6% – на накопительную и 10% – на страховую пенсию.

В случае, если гражданин примет решение формировать и страховую, и накопительную пенсии, то 10% пойдут на страховую пенсию, 6% - на накопительную.

6. Если гражданин примет решение формировать только страховую пенсию, то все 16% пойдут на финансирование страховой пенсии.

Выбор варианта будет напрямую влиять на количество пенсионных баллов, которое гражданин может набрать за год. Если гражданин формирует только страховую пенсию, максимальное количество баллов, которое он может заработать за год, – 10. Если гражданин формирует и страховую, и накопительную пенсии – 6,25.

При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной пенсий следует помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством не ниже уровня инфляции. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, может быть и убыток от инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов.

В 2014 - 2015 годах  у всех граждан все 16% идут на страховую пенсию. Это связано с введением новой системы гарантирования пенсионных накоплений. Все НПФ должны пройти проверку Банка России, чтобы иметь право работать в новой системе.

В настоящее время Агентство по страхованию вкладов внесло в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц 16 негосударственных пенсионных фондов. (Список этих НПФ размещен на сайте Агентства по страхованию вкладов). Остальные негосударственные пенсионные фонды еще проходят соответствующую проверку, этот процесс должен быть завершен до 1 января 2016 года.

Все ранее сформированные пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться управляющими компаниями или НПФ и будут выплачены им в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда они получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

7. ВЫПЛАТА СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

В 2015 году Пенсионный фонд продолжит выплачивать средства пенсионных накоплений. Напомним, право на выплату за счет средств пенсионных накоплений имеют мужчины-пенсионеры 1953 года рождения и моложе, женщины-пенсионеры 1957 года рождения и моложе, за которых уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, а также пенсионеры, отчислявшие дополнительные страховые взносы на пенсию в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, независимо от года рождения.

Существует три виды выплат: единовременная, срочная выплаты, и, собственно, выплата в виде накопительной пенсии.

Гражданин, чья накопительная пенсия составляет 5 и менее процентов по отношению к размеру его страховой пенсии по старости, получает все свои пенсионные накопления единовременно. Под эту категорию в первую очередь подпадают мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, за которых с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию.

На единовременную выплату также могут рассчитывать граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели права на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа (не менее пяти лет), но достигли общеустановленного пенсионного возраста (мужчины – 60 лет и женщины – 55 лет).

Важно отметить, что с 2015 года вносятся изменения в сроки обращения за назначением единовременной выплаты. Теперь, если гражданин в 2015 году обратится за своими пенсионными накоплениями в виде единовременной выплаты, следующая единовременная выплата может быть произведена ему не раньше, чем через пять лет. Данное изменение в первую очередь касается участников Программы государственного софинансирования пенсии, являющихся пенсионерами.

Срочную пенсионную выплату получают те граждане, у которых пенсионные накопления включают в себя взносы в рамках Программы государственного софинансирования пенсии и средства материнского капитала, если мама - владелица сертификата на материнский капитал направила его средства на формирование своей пенсии. Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть менее 10 лет.

Наконец, пенсионные накопления можно получать в наиболее привычном виде – в виде накопительной пенсии. Надо учитывать, что если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ.

8. САЙТ ПФР. ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА

вся информация, необходимая гражданам, размещена на сайте Пенсионного фонда. Кроме того, с начала года на сайте ПФР запущен новый электронный сервис – «Личный кабинет застрахованного лица». С его помощью граждане допенсионного возраста в режиме реального времени могут узнать о своих уже сформированных пенсионных правах: количестве накопленных пенсионных баллов и длительности стажа, учтенных на его индивидуальном счете в ПФР. Все представленные в Личном кабинете сведения о пенсионных правах граждан сформированы на основе данных, которые ПФР получил от работодателей. Поэтому, если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, у него появляется возможность заблаговременно обратиться к работодателю для уточнения данных и представить их в ПФР.

Кроме того, сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о добровольных взносах в рамках Программы государственного софинансирования  пенсии и средствах госсофинансирования.

Через «Личный кабинет застрахованного лица» гражданин может записаться на личный прием, направить обращение в ПФР, заказать необходимый документ или справку, получить извещение о состоянии индивидуального лицевого счета. В Кабинете можно воспользоваться версией уже известного всем пенсионного калькулятора и рассчитать условный размер своей будущей пенсии.

Ответы на вопросы граждан.

Какое увеличение пенсий ожидать воркутинцам в связи с вступлением в Арктическую зону?

Страховые пенсии в России устанавливаются и выплачиваются в соответствии с действующим Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон. Закон  «О страховых пенсиях» не содержит специальных норм, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения жителей Арктической зоны. Соответственно, нет основания для перерасчета назначенных пенсий.

Будут ли  отличаться  и каким образом размеры пенсий  двух граждан с одинаковыми стажем работы, заработной платой и др., если первому гражданину  пенсия назначена в декабре 2014 года, а другому в январе 2015 года?

И что может сделать гражданин  для того, чтобы приблизить размер своей пенсии к размеру пенсии гражданина, вышедшего на пенсию  в 2014 году?     

При перечисленных вами условиях размеры пенсий у этих двух граждан будут одинаковы. И у одного, и у второго гражданина расчет размера пенсий за период до 31 декабря 2014 года осуществляется по нормам старого законодательства, соответственно, при одинаковых условиях разницы в суммах пенсий этих граждан не будет.

- По словам министра труда М. Топилина, в России более года не могут найти работу около 12 % официально зарегистрированных безработных. Он предполагает, что около половины их них — так называемые «профессиональные безработные», имеющие побочные доходы благодаря существующим схемам нелегальной работы. Насколько данная ситуация актуальна для Республики Коми в целом и для Усинска в частности? Какие меры предпринимаются правительством и ПФ для легализации занятости?

Для Пенсионного фонда проблема неформальной занятости и «серой» заработной платы крайне важна. Все мы знаем, что от размера страховых взносов, которые работодатель ежемесячно уплачивает за своего работника в ПФР, зависит размер его будущей пенсии. На индивидуальном лицевом счете гражданина учитываются взносы работодателей, уплачиваемые с официальной зарплаты. И так называемые «профессиональные безработные», то есть те, кто официально зарегистрирован безработным, но имеет побочные доходы, в будущем рискуют получить очень низкую пенсию.

Этот вопрос сегодня на особом контроле в Правительстве Российской Федерации. Перед субъектами РФ поставлена задача: до конца первого полугодия 2015 года снизить не менее чем на 30% показатель численности лиц трудоспособного возраста, не осуществляющих трудовую деятельность, и повысить на 10% объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

На федеральном уровне подготовлен законопроект о наделении органов ПФР и ФСС полномочиями по проведению внеплановых проверок страхователей.

В настоящее время в республике создается Республиканская межведомственная комиссия по вопросам снижения неформальной занятости и легализации неофициальной заработной платы». В состав комиссии предварительно войдут 15 министерств и ведомств республики, в том числе и Отделение ПФР по Республике Коми.

Работа по легализации серых зарплат проводилась всегда. Только в прошлом году Республиканской межведомственной комиссией по ликвидации задолженности по выплате заработной платы и уплате платежей в государственные внебюджетные фонды было рассмотрено 26 предприятий, у которых заработная плата меньше минимального размера оплаты труда или прожиточного минимума. В результате 7 работодателей повысили заработную плату до МРОТ и 2 плательщика  - до  прожиточного минимума. На аналогичных  межведомственных комиссиях заслушано 586 предприятий. В результате 152 работодателя повысили заработную плату.

ПФР совместно с налоговыми органами ежеквартально проводит проверки работодателей на основании поступившей по «телефону доверия» информации, с целью выявления фактов выплат неофициальной заработной платы, так называемой «серой» зарплаты. В 2014 году было проведено 28 проверок, по результатам которых были доначислены страховые взносы.

Помимо этого, ОПФР по Республике Коми проводит активную информационно-разъяснительную работу с работающим населением, молодежью и работодателями, в средствах массовой информации о негативных последствиях применения нелегальных форм привлечения граждан к трудовой деятельности и выплаты «серой» зарплаты.

- В октябре прошлого года Министерство юстиции внесло в правительство законопроект, ужесточающий ответственность физлиц и организаций (до 500 тысяч рублей штрафа или лишение свободы на срок до 6 лет) за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Какова судьба этого законопроекта, когда он будет принят и вступит в силу?

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" еще не внесен на обсуждение в Государственную Думу. Поэтому говорить о том, когда он будет принят и вступит в силу, пока еще рано.   


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить